Скань (производное от слов «ссучивать» и «свивать») – это специфическая ювелирная методика плетение и составление ажурных узоров на ювелирном изделии при помощи тончайших нитей, изготовленных из драгоценных металлов. Древняя методика скань зародилась еще в Древнем Египте и Древней Греции, что подтверждается археологическими находками ювелирных изделий с признаками скани примерно с 4 по 6 века до нашей эры.
На сегодняшний день популярность скани в ювелирной сфере значительно снизилась из-за высокой конкуренции литых украшений, находящихся в серийном производстве и продающихся практически во всех ювелирных магазинах. В отличие от литых ювелирных изделий скань, подразумевает кропотливую ручную работу, которую можно наблюдать только на эксклюзивных ювелирных изделиях.
Золото является очень мягким и ковким металлом, достаточно всего лишь несколько его грамм, чтобы вытянуть проволоку длинною в километр. Данное свойство золота и есть основа ювелирной техники скань. После вытягивания тонкие золотые нити перевивали и напаивали на металлическую поверхность. В итоге получался, похожий на тончайшее кружево, великолепный ажурный узор.
Для скани необходимы металлы только высокой чистоты и достаточно мягкие для вытягивания их в проволоку, это касается как золота, так и серебра. Для изготовления узоров может подойти и медь, которая, как правило, на итоговом этапе покрывается золотым или серебряным напылением.
Для процесса вытягивания проволоки нужна волочильная доска, которая представляет собой специальную пластину с отверстиями разного диаметра. Именно через данные отверстия и протягивают золотую или серебряную проволоку, при этом с каждым разом отверстие становится все меньше и меньше. В ходе работы проволоку необходимо постоянно отжигать и смазывать кончик воском и маслом для более легкого прохождения через отверстия. На последнем этапе полученная проволока протягивается через просверленный в центре сапфир, алмаз или плоскую вальцовку. Итогом проделанной работы является тоненькая ленточка, которую можно использовать в узоре совместно с круглой проволокой. Так как в скани используется метод чередования толщины проволок, то необязательно, чтобы вся она была одного размера. Данная методика позволяет разнообразить узоры.
До появления приема волочения, проволоку удлиняли при помощи ковки (небольшие выкованные пластинки спаивались друг с другом) или вытягивания путем перематывания нити из драгоценного металла с одной катушки на другую.
Если скань изготавливается на бумаге, то узоры делятся на части и склеиваются друг с другом. После чего делается пайка, бумага сгорает и остается лишь ажурная композиция. Последним шагом будет закрепление ее на изделии.
Если скань сразу наносится на металлическую поверхность, то узор также делится и каждая из частей крепится к металлу. После того как все фрагменты скани будут приклеены, итоговый узор дополнительно обволакивается тоненькой железной проволокой и сверху посыпается серебряными опилками вместе с бурой. После проделанной работы пластина помещается на уголь, кусок асбеста или слюды и производят припаивание непосредственно самой скани.
|